Адамов мост в Шри-Ланке
Мост Адама или Рамы (Рамасету) — совокупность отмелей и островков в Индийском океане. Эта достопримечательность тянется на 48 километров от индийского острова Памбан (город Рамесварам) до ланкийского Маннар, разделяясь поровну между этими странами. Основная часть объекта покрыта водой метровой глубины. По одной из отмелей проложена сухопутная граница, разделяющая Индию и Шри-Ланку (одна из самых коротких на планете).
Легенды возникновения
Первое название «Моста Адама» дано мусульманами. Согласно их преданию, по этому пути Адам, упавший из Рая на гору в Шри-Ланке, перешёл на индийский субконтинент, направляясь к Еве. В доказательство приводится отпечаток ступни Адама, оставшийся на вершине горы Шрипада («След ноги»). Правда, буддисты считают его следом Будды. Мусульмане утверждают, что по пути Адамов мост буквально поднимался со дна.
Второе название «Рамасету» связывает мост с персонажами древних индийских сказаний. Переправа была сооружена по приказу Рамы – героя эпоса «Рамаяна», сына императора. Строила объект армия огромных обезьян, которых возглавлял их царь Хануман. Предварительно бог океана пообещал держать на поверхности воды всё брошенное в неё. Согласно «Рамаяне», по созданному таким образом за 5 дней мосту Рама с войском переправился на Цейлон (прежнее название Шри-Ланки). Там он вызволил из плена свою возлюбленную Ситу, похищенную демоном Раваной. А вот ланкийцы считают, что именно Равана построил переправу для посещения Индии при необходимости.
На португальских и арабских старинных картах Рамасету до конца XV в. соединял остров Цейлон и Индию. В конце XV в. сильный шторм – следствие землетрясения – частично разрушил мост, некоторые участки которого скрылись под водой.
В XIX в. геологи выдвинули гипотезу, что перешеек – следствие отрыва Цейлона от древней Индии. Ряд специалистов утверждает, что несколько тысячелетий назад на этом месте существовал гигантский песчаный перешеек, превратившийся в цепь отмелей из-за изменения уровня моря.
В период британский колонизации Индии параллельно с Адамовым мостом действовала смешанная паромно-железнодорожная переправа, входившая в состав Индо-Цейлонской железной дороги. Путешественники по железной дороге от индийского города Дханушкоди достигали острова Памбан, далее на пароме приплывали в цейлонский город Талайманнар, откуда вновь по железной дороге приезжали в Коломбо. В 1964 г. сильнейший циклон смог до основания разрушить Дханушкоди, поставив крест и на переправе.
Мост сегодня
Ширина объекта составляет 1,5–4 км, глубина воды вокруг – до 12 м, погружённость в неё – 1,25 м. В принципе, он и сейчас соединяет Индию и Шри-Ланку. По мосту можно пройтись, правда, по пояс в воде, чередуя пешее передвижение с переплытием глубоких участков. Так что этот экзотический вариант попасть в соседнее государство доступен только хорошим пловцам, способным бороться с сильными течениями. На сегодня мост составляют 103 отмели и два десятка относительно крупных островов.
Визуально объект представляет собой скопление валунов, причём геологические исследования не внесли ясность в причины внезапного поднятия морского дна, на котором был небольшой подводный хребет. Исследования составляющих объект валунов выяснило, что они все правильной формы, состоят из известняка, песка и кораллов. Валуны уложены на песчаный донный слой глубиной в несколько метров. Упорядоченный характер кладки подпитывает доводы сторонников рукотворного происхождения объекта.
Индийский океан у противоположных сторон моста проявляет себя по-разному. На северо-востоке – Полкский пролив с частыми штормами и циклонами. Совсем другая картина у юго-западной стороны объекта – всегда спокойные воды Маннарского залива. Его проход Памбан частично судоходен.
Посещение
Из ланкийского города Талайманнар с 7 до 16 часов для путешественников организуются двухчасовые морские экскурсии с посещением Адамова моста. Интересно, что использующиеся для этого суда принадлежат ВМС страны. Восьмерых туристов сопровождают два члена экипажа. Путешественникам разрешается плавать, кататься на лодках, но не рыбачить. Лучшие месяцы для такой необычной экскурсии – с марта по октябрь. Популярные туры включают в программу посещение местных храмов.
Из Маннара в Талайманнар можно добраться на автобусе.
Индийский проект
Крупные морские суда, направляющиеся в Индию с запада, вынуждены огибать остров Шри-Ланка и преодолевать 800 км по воде. Правительство Индии разработало проект углубления судоходной части Рамасету с целью превратить Полкский пролив в судоходный. Это позволило бы вдвое сократить путь кораблей.
План встретил сопротивление экологов, историков и индуистов. Невзирая на это, корпорация Sethusamudram начала строительство канала. Оно то и дело прерывалось из-за постоянных поломок техники. Ситуацию усугубил неожиданный для этого времени года шторм. Он не удивил индуистов, посчитавших это «подтверждением» вмешательства героя «Рамаяны» – царя обезьян Ханумана, охраняющего своё сооружение. В 2010 г. Верховный суд Индии постановил отложить строительство канала на неопределённый срок.
Понравилась статья?
Подпишитесь на наш канал и не пропустите новые статьи!Адамов мост в Шри-Ланке на карте
Расположение объекта Адамов мост в Шри-Ланке на интерактивной географической карте.
Комментарии